Образовательные программы Академической Гимназии ТюмГУ разработаны на основе:
- Федерального закона Министерства образования РФ «Об утверждении примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.082008 № 241, от 03.06.2010 № 1994);
- Приказа Министерства образования РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) образования» от 05.03.2004 №1089;
- Приказа Департамента образования и науки Тюменской области от 14.03.2010 № 1402 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Тюменской области на 2010-2011 учебный год»;
- Письма Минобрнауки "О введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений" от 19.11.2010 №6842-03/30;
- Письма Минобрнауки "О методических рекомендациях по вопросам профильного обучения" от 04.03.2010 №03-412,
- Письма Минбрауки "О методических рекомендациях по реализации элективных курсов" от 04.03.2010 №03-413
- Письма Минобрнауки "Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе"от 10.02.2011 №03-105
- Санитарных правил СанПиН 2.4.22821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 №189).
- учебные планы:
- гуманитарно-лингвистический профиль;
- естественно-математический профиль;
- математический профиль;
- социально-гуманитарный профиль;
- социально-экономический профиль;
- физико-математический профиль;
- календарный учебный график;
- расписание учебных занятий.
Учебный план реализует педагогическую концепцию Гимназии, содержание образования и деятельность которой основываются на принципах углубленного изучения основ наук, профильного построения учебного процесса, широкой гуманитарной подготовки и привлечения учащихся к исследовательской работе, что позволит решить задачи индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечить развитие и саморазвитие учащихся.
Учебный план Гимназии составлен из расчета 31 учебного часа в неделю, что требует четкой организации учебно-воспитательного процесса, интенсификации деятельности учащихся, позволяет снять перегрузку учащихся и учителей, сэкономить время для индивидуальной работы учащихся особенно за счет интеграции учебных дисциплин, обновления содержания, внедрения эффективных педагогических технологий.
Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной (включающей профильный компонент).
- В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Тюменской области и гарантирует овладение выпускниками необходимыми знаниями, умениями и навыками (в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего образования), обеспечивающими возможности продолжения образования в других образовательных учреждениях. Кроме того, базовый компонент учебного плана (инвариантная часть) обеспечивает преемственность учебных программ системы среднего (полного) общего образования и построен по принципу профильного обучения. В учебном плане отражены профили: физико-математический, математический, естественно-математический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, социально-экономический.
- Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального и профильного компонентов обучения. Региональный компонент учебного плана представлен курсами: основы безопасности жизнедеятельности (профилактика наркомании), социально-психологические технологии. Курсы обеспечивают общее культурное развитие учащихся, их социализацию, формирование коммуникативности. Образовательная область «технология» представлена в учебном плане информационными технологиями и социально-психологическими технологиями, нацеленными на эффективную адаптацию человека в современном мире в ее наиболее важнейших аспектах: социальном, психологическом, информационном.
- Профильный компонент нацелен на обеспечение индивидуального характера развития учащихся, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.
Часы вариативной части используются на расширенное изучение предметов, обозначенных в образовательных областях учебного плана; на ведение элективных курсов по выбору, дополнительных образовательных модулей, практикумов, проведение учебных практик, исследовательской деятельности; для индивидуальных и групповых занятий, способствующих повышению качества образования.
Элективные курсы по выбранному профилю реализуются за счет внебюджетных средств и в данный учебный план не входят. Основу выполнения учебного плана составляют учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана.