Программа развития гимназии

Основные направления развития Гимназии связаны с концепцией модернизации российского образования. Это прежде всего обеспечение доступности, качества и эффективности образования. На уровне образовательного учреждения в качестве механизмов обеспечения качества и эффективности образования мы рассматриваем:

  • Учебный план, построенный по профильному принципу, который предполагает реальный учет интересов, способностей, талантов, возможностей и образовательных запросов учащихся.
  • Профильные учебные программы, содержание которых должно быть гибким, вариативным.
  • Современные образовательные технологии (мультимедиа технологии, электронные учебники, программы контроля знаний и др.).
  • Здоровье-сберегающие подходы в образовании, оптимизация умственной нагрузки учащихся, физкультурно-оздоровительная работа.
  • Психологически комфортную образовательную среду.

Главной целью деятельности Гимназии на этапе реализации необходимо создание условий творческого проявления личностных качеств учащихся, поддержку учащихся в саморазвитии и самореализации.

Задачами гимназии являются:

  • Реализация повышенного (профильного) образовательного стандарта обучения за счет углубления изучаемых предметов, проведения спецкурсов, факультативов, практикумов, консультаций.
  • Оказание содействия учащимся в выборе будущего направления обучения (специальности, профессии) в университете.
  • Создание комфортной развивающей образовательной среды, направленной на развитие творческой, креативной личности за счет применения современных образовательных технологий, вовлечение учащихся в олимпиадной движение, в исследовательские проекты, привлечение сотрудников университета в образовательную деятельность гимназии с использованием материально-технической базы университета.

В русле модернизации общего образования переход к профильному обучению является актуальной задачей. Под профильным обучением понимают систему специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. (Из «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» М.: Минобразования РФ, РАО, 2002 г.). Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Переход к профильному обучению связан с реализацией социального заказа на углубленный уровень образования. В гимназии созданы следующие профили: физико-математический (классы с углубленным изучением математики, физики, информатики), естественно­научный (углубленное изучение химии, географии, биологии), гуманитарный (углубленное изучение истории, иностранных языков, русского языка и литературы).

Вектор развития ребенка должен быть ориентирован педагогами на синтез знаниевой, эмоционально-аксиологической составляющих познаваемого мира. Синтетическая основа позволяет удерживать развитие учащихся от однобокости, односторонности в проявлении талантов и способностей. Высшим смыслом образовательного процесса на старшей ступени обучения овладение учащимися механизмами самообучения, саморазвития, самореализации. Следовательно, мы определяем в качестве модели выпускника Гимназии, человека, обладающего самостоятельностью, ответственностью, социальной компетентностью, позитивно направленной мотивацией, человека интеллектуально-развитого и обладающего знаниями в качественном и количественном отношении достаточными для эффективного продолжения образования по выбранной специальности.

Идеологической основой программы развития Гимназии является гуманистический, личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательного процесса.

Гуманистический подход в обучении мы понимаем не только как уважительное, доброжелательное отношение к учению, но и как ненасильственные, неавторитарные технологии, методы обучения.

Главной психолого-педагогической задачей является не заставлять учащегося учиться, а формировать мотивацию учебно-познавательной, интеллектуальной, творческой деятельности, которая является основным фактором успешности деятельности ученика.

Естественно, что педагог должен быть профессионально подготовлен к решению этой задачи и иметь для ее решения необходимые условия. Следовательно, в качестве программных действий развития Гимназии мы должны определить:

  • повышение психологической подготовленности педагогов (курсы, семинары, проводимые психологом гимназии, обеспечивающие необходимые психологические знания в области формирования мотивации обучаемых);
  • оздание методических инструментов, средств, обеспечивающих успешность деятельности учеников, т.к. именно успешная деятельность способствует развитию мотивационных установок, формирует положительный эмоциональный фон, необходимый для превращения задатков ребенка в его способности. Речь идет о:
    • разработке методических пособий, рекомендаций для учащихся по учебным предметам, по отдельным темам, разделам, главам. Это алгоритмы решения задач, выполнения упражнений, рекомендации, инструкции по организации самостоятельной работы, это тесты с самоконтролем, дидактические материалы и т.д.
    • создание информационно-методической среды учебного кабинета (необходимый набор справочников, словарей, дополнительной литературы, аудио, видео-материалов, компьютерные программы.

Данные меры, безусловно, будут способствовать развитию мотивации деятельности учащегося. Мы учитываем, что развитие человека всегда происходит в деятельности: физической, умственной, духовной, социальной, игровой, учебной, профессиональной и т.д. Задача Гимназии - создание условий деятельности учащихся, деятельности в максимальной степени инициативной, самостоятельной, ответственной и результативной. Для этого определенным образом должно быть структурировано образовательное пространство.

Образовательное пространство Гимназии

Пространство деятельности учащихся и педагогов:

  • Урочная деятельность
    • традиционные уроки
    • семинары
    • лекции
    • уроки-конференции
    • лабораторные практикумы
    • уроки-презентации
    • уроки творчества (литературные гостиные, творческие конкурсы и т.п.)
    • курсы по выбору, спецкурсы

  • Внеурочная деятельность
    • работа в библиотеке
    • работа в компьютерном классе
    • исследовательская работа в лабораториях гимназии и университета
    • летние академические школы (по физике, химии, биологии)
    • лингвистические школы
    • совместная деятельность со студентами ТюмГУ (интеллектуальные игры, спортивные мероприятия)
    • выездная школа для одаренных детей
    • олимпиады
    • конференции

Для того, чтобы реализовать усилия по формированию образовательного пространства необходимо:

  • ввести в содержание гимназического образования профильные курсы по выбору учащихся, ориентированные на личные образовательные запросы учащегося и его возможности (интеллектуальные, волевые); широко использовать формы учебной деятельности, позволяющие реализовать инициативу старшеклассника в учебно-познавательной деятельности (научно-исследовательская работа в Гимназии и в университете на кафедрах, сотрудничающих с Гимназией, творческие проекты - разработка компьютерных моделей, web- творчество, литературно-художественные, исторические проекты и т.д.);
  • модернизировать и совершенствовать техническую и методическую базу учебного процесса, прежде всего компьютерное программное обеспечение и современные технические средства обучения;
  • разработать индивидуальные учебные программы (маршруты изучения курса, выполнение исследовательской работы);
  • создать насыщенную культурную среду (литературную, художественную);
  • создать собственные традиции Гимназии;
  • сформировать демократические механизмы педагогического взаимодействия (самоуправление, сотрудничество).

Но это лишь техническая сторона проблемы развития ребенка, которую нам предстоит решить. Есть еще психологические условия, которые необходимо выполнить в обязательном порядке. Известным в психологической науке условием превращения задатков человека в способности является положительная эмоциональная составляющая деятельности ребенка, помимо активности субъекта деятельности. Именно развитие мотивации творческой работы, положительный эмоциональный фон мы рассматриваем как наиболее значимые факторы в целостном развитии ученика. Развитие интеллекта, мышления, академических способностей мы рассматриваем уже как производные от перечисленных выше факторов, которые в свою очередь также требуют определенных условий реализации.

Анализ результатов деятельности Гимназии, учет современных требований современного образования, позволяет нам определить следующие ключевые задачи педагогического коллектива на ближайшую перспективу, обеспечивающую достижение цели Программы развития Гимназии:

  • Совершенствование материально-технической базы гимназии в соответствии с современными технологическими достижениями.
  • Повышение уровня психологической компетентности педагогического коллектива.
  • Создание информационно-методической среды учебных кабинетов.
  • Обеспечение квалифицированной подготовки педагогов в области изучения мультимедиа-технологий, электронных учебников и компьютерных программ.
  • Реализация компьютерной системы индивидуального контроля знаний учащихся, уровня их подготовленности к ЕГЭ.
  • Приведение в соответствие образовательному стандарту содержание профильных программ обучения, требованиям ЕГЭ, реальным образовательным запросам учащихся.
  • Формирование целостной системы психолого-педагогической помощи психологической диагностики социально-эмоциональной сферы учащихся.
  • Реализация системы формирования исследовательских навыков учащихся, развитие их познавательного творческого потенциала.
  • Совершенствование механизмов ученического самоуправления в Гимназии, направленных на создание и укрепление гимназических традиций, ценностных установок во взаимодействии ученического и педагогического коллективов Гимназии.
  • Создание механизмов расширения участия родителей, гимназистов в управлении жизнедеятельности гимназии (общественного совета гимназии).
  • Внедрение принципа здоровьесбережения во все сферы деятельности гимназии.