Педагогическая работа с гимназистами

Основные этапы педагогической работы с гимназистами:

1. Работа с абитуриентами Гимназии (учащимися 9-х классов). 

 Данная работа предполагает информационное обеспечение девятиклассников и их родителей по вопросам поступления в Гимназию, условиях поступления, целях и задачах Гимназии. Для поступления в Гимназию приглашаются участники, призеры олимпиад, учащиеся, имеющие четкую мотивацию обучения в Тюменском государственном университете. С учащимися проводятся консультации, даются рекомендации по поступлению на тот или иной профиль обучения. Проводятся собрания с родителями, предоставляются буклеты о Гимназии, готовятся информационные стенды. Перед учащимися в этот период стоит задача соотнести свои образовательные запросы, возможности с целями деятельности Гимназии, содержанием и технологией гимназического образования. Гимназия же со своей стороны проводит работу, чтобы выбор абитуриентом образовательного учреждения был в максимальной степени осознанным.

Вступительные экзамены проводятся в июне, после того, как выпускники основной школы получат аттестаты об основном (9- летнем) образовании. В зависимости от профиля обучения конкурс составил от 2-х до 10 человек на место. Средний отметочный балл по аттестату зачисленных для обучения учащихся составляет от 4,5 до 4,6.

Правда, нужно отметить, что результаты вступительных экзаменов и входного контроля (сентябрь) показывают некоторую завышенность отметок в аттестате учащихся.

2. Этап адаптации учащихся в Гимназии.

По времени для разных учащихся этот этап может занимать от одного до 4-х месяцев (I полугодие). Наиболее сложными для учащихся в этот период являются: переход на новый учебный режим (занятия проводятся не уроками, а парами; учебная нагрузка, соответствующая гимназическому образованию), освоение новых требований в оценке учебных достижений, выстраивание оптимальной системы отношений с одноклассниками и учителями. Для того, чтобы помочь учащимся успешно пройти период адаптации в Гимназии введен факультативный курс «Социально-психологические технологии». Тренинги, практикумы, индивидуальные консультации, являющиеся содержанием данного курса, направлены на формирование коммуникативных навыков, умений саморегуляции, преодоления тревожных состояний, решения конфликтных ситуаций и др. Большое внимание в гимназии уделяется созданию комфортной образовательной среды. Одним из показателей такой среды является психологический климат в учебном коллективе.

Для определения социально-психологического климата в гимназии используются ежегодно проводимых в гимназии диагностические исследованиях: адаптация учащихся к обучению в новом учебном заведении (10 класс) Модернизированный тест шкал тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханиной, анкета на определение степени адаптации гимназистов, социометрическое исследование каждом из классов /методика Багардуса/, анкетирование для изучения степени реализации учебного потенциала. Педагоги гимназии стремятся создать на своих уроках психологически комфортные условия работы. Кроме того, ведётся курс социально­психологических технологий, формирующий у учащихся коммуникативные навыки, навыки преодоления и предупреждения конфликтных ситуаций, умение проводить психологический анализ проблемных ситуаций, саморегуляцию психического состояния, выстраивание стратегии собственного развития. Такие навыки помогают успешной адаптации десятиклассников в новом коллективе.

На этом этапе проводится входной контроль знаний учащихся по всем предметам (сентябрь) с целью организации системного повторения материала основной школы, определения категории учащихся, нуждающихся в особой индивидуальной помощи со стороны классного руководителя, учителей, администрации гимназии и родителей.

3. Этап - образовательная самореализация гимназистов. 

 Это основной этап обучения учащихся в гимназии.

На данном этапе основная педагогическая задача - помочь учащимся в максимальной степени раскрыть свои интеллектуально-познавательные способности, потенциал творческой деятельности, сформировать осознанное представление о связях профиля обучения с возможным выбором факультета обучения в университете и будущей профессии. Выводы об интеллектуальном потенциале учащихся можно сделать из результатов следующих методик, проводимых в разные годы в гимназии: ШТУР, Кеттелл (фактор В), субтест «Умозаключения» теста Фланагана, Амтхауэр, тест «Прогрессивные матрицы Равена», тест «Техническое мышление», тест «Лингвистика», шкала «Познавательная активность» теста Ч.Д. Спилбергера- Ю.Л. Ханиной.

По результатам выше перечисленных тестов можно сделать следующие выводы:

  • У большей части учащихся гимназии уровень интеллекта высокий, выше среднего, реже средний. У некоторых учащихся равномерно высоко развиты общие интеллектуальные способности, у одних лучше развит вербальный компонент мышления, у других невербальный, но в целом развитие интеллектуальных способностей не ниже среднего уровня.
  • Поскольку в гимназии классы являются специализированными, профильными, то интеллектуальные способности в классах с разным профилем отличаются. Так, у учащихся физико-математического профиля получены высокие или выше среднего результаты по уровню практического и теоретического математического мышления, пространственному воображению (встречаются единицы со средним уровнем) и в тоже время высокий уровень по вербальному интеллекту
  • В классах с гуманитарным уклоном лучше развит компонент вербального мышления. Хотя надо отметить присутствие во всех классах у гимназистов хорошо развитых компонентов мышления и не свойственных для соответствующего профиля.

Полученные результаты в целом подтверждают высокий интеллектуальный потенциал гимназистов, что ставит перед гимназией задачу удовлетворения повышенных интеллектуально-познавательных запросов учащихся, обеспечение условий развития способностей, талантов гимназистов, создание наиболее результативной, развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды.

Основой образовательной самореализации гимназистов являются профильные учебные программы, спецкурсы и факультативы, организация исследовательской работы с привлечением специалистов факультетов и использованием лабораторной базы университета (участие в научно-практических конференциях школьников, студентов, участие в олимпиадах и интеллектуально-творческих конкурсах), проведение летних академических школ, составление индивидуальных маршрутов изучения учебных программ. Особое внимание уделяется участию гимназистов в конференциях и олимпиадах регионального и российского уровней.

4. Этап прохождение итоговой государственной аттестации.

С 2003 года итоговая государственная аттестация в Тюменской области проходит в формате ЕГЭ (единого государственного экзамена). Задача педагогического коллектива на этом этапе - подготовить гимназистов к тестовым испытаниям. Для обеспечения высоких результатов ЕГЭ необходимо учитывать методические и психологические аспекты подготовки к экзаменам.

В Гимназии для учащихся при поддержке Центра мониторинга качества образования при Департаменте образования и науки администрации Тюменской области проводится репетиционное тестирование по всем предметам, которые выбирают учащиеся в качестве выпускного экзамена, а также по русскому языку и математике. Учащиеся получают консультации, как правильно распределить время при выполнении задания, когда и как осуществлять самоконтроль, проверку, как определить порядок в выполнении более сложных заданий (части В и С). Для них готовятся методические материалы для самостоятельной работы дома. Организуется работа в компьютерном классе, который оснащен программами тестирования знаний учащихся, благодаря чему возможна индивидуализация подготовки гимназистов к ЕГЭ.

На этом этапе проводятся собрания с родителями учащихся, которым объясняется процедура ЕГЭ, даются рекомендации по организации подготовки учащихся к экзаменам в домашних условиях.